Поиск

Авторизация






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация






Главная arrow Новости arrow К юбилею Александра Кайдановкого на канале "Культура"
К юбилею Александра Кайдановкого на канале "Культура"
23 июля актёру, режиссёру и сценаристу Александру Кайдановскому исполнилось бы 65 лет. В память о нём телеканал «Россия - Культура» показывает художественную картину «Рассказ неизвестного человека» (23 июля, 20:40) и документальный фильм «Неприкасаемый. Александр Кайдановский» (23 июля, 22:15).


По словам кинокритика Андрея Шемякина, «даже в самом, казалось бы, разработанном жанре можно обнаружить новый приём, который делает картину интересной». В качестве примера он называет документальный фильм «Неприкасаемый. Александр Кайдановский» (23 июля, 22:15).

Авторы прослеживают творческий путь режиссёра и актёра через его работы и фильмы с его участием. Это не традиционный портрет, а скорее притча о судьбе человека.

При помощи компьютерной графики и сложного монтажа в программе как бы оживают фотографии; использованы фрагменты фильмов, режиссёром которых он являлся: «Сад», «Простая жизнь», «Жена керосинщика», а также знаменитого «Сталкера» Андрея Тарковского. Рассказ ведётся от лица ученика и друга Кайдановского, Валерия Сурикова, чередуясь с монологами самого Александра Леонидовича.

Александр Кайдановский прожил стремительную и насыщенную яркими событиями жизнь (актёр умер в возрасте 49 лет). Он спешил сделать как можно больше, чувствуя, что может просто не успеть. В нём всегда было что-то загадочное, трагическое, как будто он предчувствовал ранний уход из жизни. Кайдановский, как и его герой Сталкер, всю жизнь «пробовал» себя на прочность.
«Он был абсолютно уверен, что умрёт в 49 лет от третьего инфаркта. Он неоднократно говорил об этом. Хотя к смерти у него было очень серьёзное отношение. Он никогда не говорил о ней праздно, не упоминал её всуе», - рассказывает в передаче Валерий Суриков.

Его смерть стала трагической неожиданностью. «Будучи популярным человеком, Кайдановский, тем не менее, умер в одиночестве. Не в забытье, но в одиночестве», - вспоминает Суриков. Он избегал общепринятого, никогда не кривил душой, не общался с теми, с кем не хотел.

«Александр был своеобразным камертоном, настроенным так, что различал малейшую фальшь, - говорили о нём друзья. - Наверное, поэтому он мало кого пускал в свой внутренний мир, оставаясь, по сути, всегда одиноким».

Александр Кайдановский всегда мечтал быть актёром. Но его карьера в театре сложилась неудачно. Актёр вспоминал: «Я поступил в театр Вахтангова, где играл в течение двух лет. Первая роль, которую я там получил, была роль официанта. Такая классическая роль со словами «Кушать подано!». Каждый раз после окончания спектакля я почти рыдал, потому что это никак не соответствовало моему назначению. Это отравило во мне любовь к театральной жизни. Я возненавидел театр! Потом меня оттуда выгнали. И, слава Богу, пригласили в кино. Но ощущение полной зависимости, полной несвободы, отчаянного положения, в котором пребывает каждый артист, но тщательно это скрывает, меня всегда приводило в ужас. Я от этого страдал».

В 1979 году Андрей Тарковский пригласил Кайдановского сыграть главную роль в фильме «Сталкер». Многосложный, трагический и загадочный образ Сталкера, сыгранный Кайдановским, стал лучшей ролью в его актёрской карьере.

В дальнейшем имя Кайдановского именно из-за роли Сталкера часто было окружено аурой мистики. После совместной работы с Тарковским Кайдановский захотел попробовать свои силы в режиссуре и поступил на высшие курсы сценаристов и режиссёров; снял несколько фильмов. С 1988 года он не создал ни одной картины, лишь бесконечно переписывал свой сценарий «Восхождение к Эрхарду» - о противоборстве между любовью к Богу и любовью к человеку. Кайдановский говорил, что «90-е годы были временем посредственности, клипов, рекламы и дурного кино. Хороший режиссёр - это не только тот, который снимает хорошее кино, но и тот, который не снимает плохого».

Последние годы жизни Кайдановский жил в коммунальной квартире на улице Воровского со своей «семьёй»: котом Носферату и дворнягой Зиной. Именно эта квартира стала «павильоном» для съёмок первой режиссёрской работы Кайдановского - короткометражного фильма «Сад» по рассказу Борхеса «Сад расходящихся тропок». Огромная комната с искусным четырёхметровым потолком в стиле ар-нуво; со стенами, которые для съёмок выкрасили в чёрный цвет, производила кошмарное впечатление. Но именно там актёр чувствовал себя хорошо. Он часто признавался, что будет скучать по этой комнате в коммунальной квартире.

«...Главная ценность этой комнаты - потолок. На него я могу смотреть бесконечно. Он невероятно разнообразен. У меня было время посчитать - там 74 фигуры. Он, конечно, представляет собой необыкновенную ценность», - говорил Кайдановский. Эту квартиру зрители увидят и в документальном фильме «Неприкасаемый. Александр Кайдановский».

Использованы материалы Красногорского архива кинодокументов, Госфильмофонда РФ и частных архивов, фрагменты фильма «Сталкер» Андрея Тарковского, «Жена керосинщика», «Сад», «Простая смерть» режиссёра Александра Кайдановского, отрывки передачи «Вечный Сталкер» (ВГТРК), фотографии Юрия Клименко.

В этот же день в 20:40 в эфире телеканала «Россия - Культура» художественный фильм «Рассказ неизвестного человека» (Мосфильм, 1980), снятый по одноимённому рассказу А. П. Чехова. Режиссёр Витаутас Жалакявичюс. В ролях: Александр Кайдановский, Евгения Симонова, Георгий Тараторкин, Людмила Зайцева, Павел Кадочников, Борис Романов, Ион Унгуряну.

Пресс-служба телеканала «Россия-Культура»
 
« Пред.   След. »
 
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru